Особенности скетчинга маркерами

Привет, друзья! Давно мы с вами не говорили о скетчинге маркерами. Ранее в блоге уже была статья о техниках рисования маркерами. А сегодня мы подробней поговорим о самом инструменте.

Разновидностей маркеров существует целое множество, но конструкция инструмента практически всегда остается неизменной. Маркер представляет собой корпус, в который помещен пористый стержень, пропитанный пигментом, а также фетровый пишущий наконечник, пропитанный красящим составом и выступающий в роли пера.

Поскольку чернила зачастую имеют достаточно жидкую консистенцию, они имеют свойство постепенно испаряться. Это приводит инструмент в непригодное состояние. Поэтому чтобы у вас получались яркие и сочные скетчи маркером, так важно во время покупки обращать внимание на дату изготовления и срок годности инструмента.

Стоит учесть, что пишущие наконечники также различаются (бывают узкие наконечники «пули», наконечники в виде кисти, широкие наконечники и др.). От типа наконечника зависит долговечность маркера и мягкость письма, а плотность стержня регулирует расход чернил. Определить, как именно будет писать маркер на глаз довольно проблематично. Поэтому рекомендуется при подборе инструмента для рисования сделать несколько пробных штрихов на бумаге.

Состав чернил также делит маркеры на разные категории. Так, спиртовое или бензоловое содержимое делает маркер водоустойчивым и перманентным. С помощью таких маркеров можно добиться многих интересных эффектов. Подобные модели чаще используются в работе профессиональными иллюстраторами. Кроме того, маркеры могут быть заправлены чернилами на водной основе. Среди этой категории также можно встретить профессиональные инструменты, но, в основном, они используются для хобби или детского творчества. Для скетчинга маркерами всё же предпочтительнее спиртовые чернила.

Весьма популярны маркеры с водорастворимой заправкой или же с чернилами на основе пищевых красителей. Подобный инструмент применим, в основном, для детского творчества, поскольку позволяет создавать толстые, яркие линии. Такой эффект непригоден для создания профессиональных иллюстраций. Также мало применимы маркеры с блестками, исчезающими чернилами и “волшебным” эффектом, которые скорее хороши в декоративных работах.

Многие именитые живописцы относятся к использованию маркера весьма скептически. По их мнению, в работе с этим инструментом нет места полёту фантазии, нужна размеренность и осторожность. Архитекторы же, напротив, приветствуют применение маркеров, поскольку считают, что с этой принадлежностью открываются новые решения, техники и возможности.

С этим нельзя не согласиться, поскольку при помощи фетрового пера можно сделать яркий набросок, применяя цветовые пятна, линии различной толщины и всевозможные штриховки, что позволяет наиболее полно передать цвет, тени и фактуру изображаемого объекта. Однако, несмотря на такие противоречивые мнения и отзывы, стоит объективно рассматривать скетчинг маркерами, учитывая все преимущества и недостатки.

К минусам маркера стоит отнести его неспособность работы на больших масштабах. Закрашивать тонким пером крупные объекты весьма трудоемко и долго. У фирмы Copic есть линейка маркеров со сверхшироким пером, однако даже подобный наконечник не способен сравниться с заливкой краской. Также имеются сложности с созданием плавных цветовых переходов и градиентов. Разумеется, профессиональные иллюстраторские маркеры дают возможность наслаивать и размывать прозрачные слои, тем самым создавая мягкие тени, блики и рефлексы. Но не всегда даже самым дорогим и качественным маркерам удается сравниться со старой доброй акварелью в плане создания заливок и плавных переходов.

Если же говорить об обыкновенных непрофессиональных маркерах, то они сразу дают яркую, непрозрачную линию, которую невозможно растушевать или смешать с более светлым цветом. И поэтому возможность их применения в создании профессиональных иллюстраций весьма сомнительна.

Однако в архитектурном деле ценится четкость и насыщенность линий, которую может дать маркер. Контролируя силу нажатия, можно проводить прямые любой толщины. Также несомненным достоинством маркера является портативность, за счет чего его можно всегда иметь под рукой. Использование этого инструмента не требует заточки, разведения водой и других подготовительных действий. Довольно ограниченная цветовая гамма (у многих производителей) тоже не является проблемой для архитекторов, так как те делают упор на схематичные и графичные изображения, а для создания подобных скетчей маркерами не требуется богатая палитра оттенков.

Ярчайшими примерами того, что скромный набор цветов не делает работу хуже, являются работы известных архитекторов. Используя 2-3 цвета, мастер может с легкостью передать не только условное расположение объектов на полотне, но и отобразить индивидуальные особенности, текстуру. Зачастую именно отсутствие обилия деталей и красок позволяет увидеть общую картину более четко, лаконично.

Опытный мастер без труда переносит на бумагу всё, что ему угодно, отображая и прорабатывая техничной штриховкой рельефы и формы.

Такой прием, как сочетание маркера с другими материалами, тоже является весьма интересным. К примеру, оттененные пастелью небо или кроны деревьев сделают набросок менее схематичным. Также большие участки можно залить акварелью, а затем доработать рисунок маркерами.

Не менее эффектно выглядят графичные работы, выполненные в одном тоне. Это может быть красный, зеленый, синий или любой другой оттенок. Но наиболее интересно смотрятся иллюстрации, нарисованные черным маркером. Прекрасно вписываются в черно-белые работы легкие тени, которые накладываются при помощи подсохшего маркера. Нередко при помощи черного маркера с тонким пером производится обводка акварельных работ, что придает им графичность и четкость.

Вот мы и поговорили об особенностях скетчинга маркерами: разобрали конструкцию самого инструмента и основные приемы. Надеемся, вам был полезен представленный материал, и он вдохновит вас на создание собственных ярких скетчей маркерами.

А если вы хотите научиться рисовать, то мы ждем вас на мастер-классах: у нас множество уроков по различным направлениям.