Рисование акварелью: основы

Привет, друзья. Сегодня мы поговорим о рисовании акварелью, о её преимуществах и недостатках. Ведь даже если вы решите создавать самые простые рисунки акварелью, нужно познакомиться с основами.

Решив заняться скетчингом или живописью, почти все новички приступают к рисованию при помощи акварели. Этот материал весьма популярен, акварель всегда на слуху (в отличие, например, от той же пастели). Еще в школе вы, наверняка, рисовали именно акварельными красками, хоть и ученическими. Итак, в этой статье мы коснемся самых основ акварели.

Говоря о плюсах этого материала, стоит отметить, что нужное оборудование легко держать всегда при себе: не нужно дополнительных материалов вроде масленки и растворителя. Всё необходимое можно взять с собой даже в поездку: достаточно минимальной палитры красок, кисти с резервуаром и блокнота. Со стороны может возникнуть впечатление, что рисовать акварелью вовсе не трудно.

Более того, акварелью можно добиться практически любого оттенка, смешивая цвета, краска легко наносится и подсыхает в короткий срок. По этим причинам большинство художников хотя бы раз пробовали рисовать акварелью.

Однако есть и минусы. За счёт полупрозрачности и моментального высыхания, видно все ошибки и неточности, их не скрыть. Что изначально виделось как достоинства, на практике переходит в недостатки.

Если использовать пастель, масло или акрил, всегда есть возможность сделать пробный мазок и увидеть, что же получится. Вышло неудачно – в любой момент есть возможность перекрыть слой пигмента или вовсе соскрести его и нанести заново. Даже если вы делаете лишь простые рисунки акварелью, она далеко не всегда даст вам исправить ошибку, и это отталкивает.

Однако у тех, кто применяет в работе акрил или масло, также редко что получается с первой попытки. Поэтому разница заключается лишь в количестве бумаги. Не получилось с акварелью – необходимо выкинуть испорченный лист и взять новый. Придётся свыкнуться с большими тратами бумаги, и причем, желательно, первосортной. Безусловно, вначале попрактиковаться можно и на более дешевых аналогах, однако затем для рисования акварелью лучше не скупиться и выбрать проверенного производителя (например, Canson Arches, Canson Moulin Du Roy, Fabriano Artistico). С опытом на качественной бумаге и картины будут выходить прекрасные.

Стоит помнить о том, что, если позволяют средства, лучше сразу приобрести качественные материалы: специальную профессиональную акварель для художников (а не детскую медовую), плотную бумагу, остроконечные кисти из колонка или белки. Со временем происходит привыкание к материалам и при покупке новой краски, кистей или бумаги лучше сделать серию набросков, чтобы к ним приспособиться.

Конечно, когда вы только учитесь рисовать, ошибки будут частыми. В редких случаях всё получается само собой. В основном за удачными рисунками стоит подробное обдумывание действий. Со временем умения и навыки будут проявляться автоматически. Необходимо отработать определённые техники до такого состояния, чтобы применять их, не задумываясь. Художники с большим опытом за плечами не производят на свет картины просто так, без задумки. Они действуют по определённому плану, который складывался довольно продолжительное время.

Многие считают, что акварель предназначена для свободного, широкого полёта мысли и кисти, но каждое движение должно быть осознанным и продуманным. Да, иногда бывают успешные неожиданности, но они не будут постоянными. Даже на картинах, которые, казалось бы, написаны легко и небрежно, продумана каждая деталь. В течение работы над рисунком всё время необходимо принимать различные решения: выбор кисти, направления мазков, интенсивность цветов и ещё множество других нюансов.

Существуют различные акварельные техники: по сухой и по мокрой бумаге, рисование лессировками и а-ля прима. Подробно о техниках рисования мы поговорим в отдельной статье.

Как правило, потренировавшись на самых простых рисунках акварелью и выбрав тот или иной стиль, художник вырабатывает для себя ряд правил, которых он стремится придерживаться, принимаясь за работу акварелью. Хороший вариант – определить для себя порядок работы, заранее предусмотрев все детали. Однако не обязательно всегда и беспрекословно следовать каждому правилу, боясь отступиться от него хоть на миллиметр, ведь тогда рисунок может получиться «без души». В то же время не стоит и забывать о правилах, иначе он будет аморфным, расплывчатым. Если речь идет о рисовании акварелью, всего должно быть в меру, и тогда картина заиграет какими-то особенными красками.

К примеру, если мы коснемся самых основ акварели и поговорим о тональности, то начинать рисование следует от светлых тонов к тёмным. В таком случае, даже если вы допустите ошибку, у вас будет возможность исправить её, перекрыв испорченный участок последующим слоем краски.

Или, например, если вы заранее знаете, что в вашей работе должны оставаться ярко-белые блики, нужно еще до нанесения акварели подготовить бумагу, нанеся маскировочную жидкость или воск на светлые зоны. В противном случае даже работа лессировками от темного к светлому не поможет. Скорее всего, вы не удержитесь и заедете на зону светлого пятна. А оттуда краску будет уже проблематично чем-либо вытравить.

Надо сказать, что в классической акварели не допускается использование белил (например, белой гуаши). Хотя многие художники умело сочетают белила и акварель в своей работе, добиваясь интересных эффектов.

Говоря о рисовании акварелью, нельзя начинать работу наобум. Ещё до самого первого мазка должна быть продумана начальная конфигурация рисунка, необходимо определить те моменты, которые не должны быть изменены ни в коем случае. И только после этого получится изобразить всё так, как и задумывалось.

Предположим, что, наконец, вот готова идея вашего рисунка, всё оборудование рядом и можно начинать. Но с какого конкретно момента? Изобразить задний план или же передний, или самый ключевой момент? После времени, проведённого перед пустым листом, хочется отложить рисование и заняться чем-то отвлечённым.

Для понимания того, что обязательно должно присутствовать, а без чего можно обойтись, необходимо в каждом масштабном объекте увидеть его простые составляющие. На первом этапе следует обозначить их примерное видение, а уже на последующих этапах прорисовывать подробности, добавлять необходимые элементы, придавая образу нужный облик. Трудность заключается в том, чтобы своевременно решать возникающие проблемы. Тогда весь процесс рисования акварелью будет проходить проще, легче и увереннее.

Несмотря на планирование и намеченные этапы работы, акварель всегда остаётся переменчивой, плывучей краской и на сто процентов предугадать что-либо невозможно. Мы рассмотрели самые основы акварели. Однако надо сказать, что непредсказуемые ситуации при рисовании этими красками будут всегда, хоть с совершенствованием навыков и умений выходить из границ будет всё проще. Чем опытнее художник, тем податливей краска.

Напоминаем, что если вы хотите научиться рисовать, мы всегда ждем вас на наших занятиях и мастер-классах. Увидимся в следующих статьях 😉