Цветные карандаши: техники и приемы

Привет, друзья. Сегодня мы продолжим разговор о рисовании цветными карандашами (ранее уже была обзорная статья). И на этот раз речь пойдет о техниках и приемах.

На сегодняшний день существует множество инструментов для рисования. И отдавая предпочтение краскам, порой не все художники задумываются над тем, что рисунок, сделанный карандашом, не уступает по своей красоте и фактуре картинам, выполненным красками. Ведь цветные карандаши позволяют создавать на бумаге самые разнообразные эффекты, благодаря чему рисунки получаются действительно реалистичными. К тому же карандаш легко держать в руке, да и, кроме заточки, никаких дополнительных манипуляций не потребуется.

Основные техники рисования цветным карандашом

Самые разнообразные эффекты можно создать с помощью карандаша: от чётких, обладающих полной тональной гаммой рисунков до приглушённых набросков.
Работая карандашами, можно как показать на рисунке фактуру, так и полностью скрыть бумагу под густым тоном. Когда цветной карандаш наносится на бумагу средней шероховатости с переменным нажимом, то получается эффект небольшой фактурности, благодаря проблескам белых крапинок на бумажной основе. Такой эффект достигается ввиду полупрозрачного нанесения тонов. Ну а если наносить тона с сильным нажимом, тогда следов бумаги практически не будет видно, а сам рисунок получится более насыщенным.
Ниже представлены основные техники цветного карандаша, которые помогут добиться желаемого результата.

Однослойное тонирование

Для закрашивания большой площади рисунка, ускорения работы или нанесения фона можно прибегнуть к однослойному тонированию. Проблема заключается в том, что цвета могут оказаться слишком прямолинейными, яркими и неинтересными. Особенно если у вас ограниченная палитра оттенков. Ведь даже обладая набором профессиональных карандашей из 120-150 цветов не всегда удается подобрать нужный цвет: часто оттенок необходимо бывает приглушить или, наоборот, усилить, несколько изменив тональность. Поэтому однослойное тонирование приемлемо далеко не всегда, и в большинстве случаев требуется использовать другие приемы.

Двухслойное и многослойное тонирование

Основная задача этого метода — добиться желаемого оттенка, приглушить или выделить определённый участок, создать фактуру поверхности. В целях экономии времени нужного оттенка практически всегда можно добиться, используя лишь два тона (получить нужный оттенок вам поможет знание основных принципов использования цветового круга Иттена). Однако если вам нужен более сложный цвет, вы вполне можете задействовать три и более тонов. Просто имейте в виду, что наложение множества цветов не всегда оправдано, и во многих случаях можно обойтись одним-двумя карандашными слоями.

Точечное тонирование

Эта техника позволяет формировать на листе бумаги контуры и силуэты с помощью непосредственно цветного карандаша, а также создавать плавные переходы между тонами. Прокладывать цвета можно как небольшими фрагментами, так и более крупными пятнами. Нанося нужный цвет не широкими слоями на всю поверхность рисунка, а точками лишь на определённые участки, можно сэкономить массу времени. Техника точечного тонирования хорошо сочетается с двухслойным методом, что даёт возможность регулировать тон и насыщенность смешанных цветов.

Смыкание цветов

С помощью этой техники необходимые цвета размещаются рядом, а не накладываются друг на друга. Причем это могут быть как отдельные штрихи, так и большие тонированные участки. С помощью такого приема можно быстро добиться желаемой сложности и пестроты рисунка. Эта техника отлично комбинируется с двухслойным методом, вот несколько примеров комбинирования:
• оба слоя наносятся в технике смыкания цветов;
• первый слой наносится сплошным тоном, второй – в технике смыкания цветов;
• первый слой наносится в технике смыкания цветов, второй – сплошным тоном.
Слои, которые смыкаются между собой, могут состоять из нескольких гармонирующих между собой цветов. Чаще всего используют такие комбинации цветов:
• близкие по тону;
• взаимодополняющие;
• все яркие или все тусклые;
• контрастные, например: синий — красный, оранжевый — серый и т. д.

На заметку

Приступая к работе с цветными карандашами, можно взять на вооружение несколько полезных советов:

• рекомендуется разбить процесс рисования на несколько этапов: прорисовка, частичное тонирование, точечное тонирование. Такая последовательность поможет добиться максимального эффекта реалистичности рисунка;
• карандаш должен быть хорошо заточенным;
• бумага должна быть хорошего качества;
• не будет лишним записывать или хотя бы запоминать используемые цвета;
• следует сначала сделать легкий набросок рисунка, и только потом прорисовывать цветные детали;
• перед покупкой бумаги, лучше нарисовать лёгкий рисунок на кусочке образца;
• эффекта различной насыщенности можно достичь, меняя при этом давление на карандаш;
• для придания рисунку желаемой текстуры, можно использовать разные цвета и способы штриховки;
• повторяющиеся круговые линии позволят добиться необходимого оттенка.

Безусловно, важно придерживается правил и техник при создании рисунка карандашом. Однако необходимо помнить о том, что главная составляющая создаваемого шедевра — получение удовольствия от процесса. Ведь, как известно, творчество не терпит строгих ограничений, и самые лучшие шедевры создаются именно благодаря огромному желанию и вдохновению.

Вот мы и обсудили вкратце техники рисования цветными карандашами. Напоминаем, что если вам интересно владеть красками и карандашами, мы всегда ждем вас на наших мастер-классах. До скорых встреч 😉