Учимся рисовать акварелью: выбираем материалы

 

Привет, друзья! В этой статье мы продолжаем знакомство с акварелью и разбираем необходимые материалы.

Если новичок зайдёт в магазин художественных принадлежностей, то глаза его разбегутся, и он не сразу вспомнит, зачем туда пришёл. Сейчас на рынке просто огромное количество всевозможных видов красок, кистей, бумаги и прочего.

Если вы только учитесь рисовать акварелью, сначала будет трудно понять, что же всё-таки нужно. Поэтому перед покупкой необходимо хоть немного разобраться в этом вопросе. Бывает так, что даже название одного и того же товара у разных производителей отличается. Холодный оттенок синего цвета у одного называется Винзорский синий, у другого интенсивный синий и так далее. Да и самих оттенков синего и голубого гораздо больше десятка.

Выбор акварели


Акварельные краски делятся на два вида: ученические и профессиональные. Попробуем разобраться, какая акварель лучше. Если средства совсем ограничены, для начала подойдут и ученические краски (но только не медовые), пусть профессиональные немного подождут. И те, и другие бывают в тюбиках и кюветах. Краска из тубы поможет достичь тех эффектов, которые довольно трудно изобразить краской из кювет. Зато кюветы удобнее взять с собой в дорогу и проще использовать.

Выбирать нужно только качественные краски проверенных производителей, даже если они несколько дороже. Подойдут, например, такие бренды, как Невская Палитра, Сонет, Winsor & Newton, Van Gogh и др. Это будет экономнее, ведь может получиться так, что дешёвые краски вообще придётся выкинуть.

Выбор кистей

Так как на рынке очень много кисточек, то у новичка может возникнуть желание накупить побольше всего, чтобы уж наверняка достичь всех своих творческих целей. Но не спешите скупать полмагазина. Кистей может понадобиться совсем немного в зависимости от ваших предпочтений. Необходимо немного разобраться в этом вопросе, чтобы понять, на что способны кисточки.

Соболиные кисти достаточно дорогие, но могут удерживать много воды и отдавать её с нужной скоростью. Соболиный волос упругий и хорошо держит форму. Тоненькой кистью можно прорисовать мельчайшие детали. Такие кисти долго прослужат своему хозяину. Именно их мы используем в курсе по анималистике акварелью.

Искусственные кисточки стоят намного меньше. Они также долговечны, но так хорошо удерживать и правильно отдавать влагу не могут. К тому же, синтетика способна поцарапать нежную бумагу для акварели.

Как вариант, можно купить смешанные кисти – из соболиных и искусственных волос. Цена на них будет не очень высока, но есть свои плюсы: и воду удержат, и проживут долго.

Натуральные кисточки из шерсти козы и пони отлично справятся с нанесением краски на крупные участки бумаги. Мягкие кисточки из белки помогут наслаивать много полупрозрачных слоёв. Жёсткие кисти из щетины, хоть и предназначены для масляных красок, помогут растушевать границы и убрать лишнюю краску. А ещё они сохраняют большое количество красящего вещества, поэтому легко сделать яркие сочные элементы.

Выбор бумаги для акварели

Не стоит даже пробовать сэкономить и рисовать на обычной тонкой бумаге. Рисунок не выйдет таким, каким он должен был получиться: лист покоробится от влаги и может расслоиться.

Бумага, произведённая из хлопка, позволит сделать замечательные яркие элементы, ведь краску она впитывает очень хорошо и долго держит влагу. Но она стоит дороже. Бумага, которая была изготовлена из древесной целлюлозы, высыхает гораздо быстрее. Однако для новичков она подойдёт больше, ведь она стоит дешевле, и с целлюлозной бумаги проще убрать лишнюю краску.

Поначалу все ошибаются, поэтому, если вы только начали свое знакомство с акварелью, лучше потренироваться на сравнительно недорогой целлюлозной бумаге или целлюлозной бумаге с примесью хлопка, прежде чем покупать профессиональные склейки или рулоны. И уже потом, сравнивая, можно будет выбрать для работ понравившийся вариант.

Что касается размеров, то листы бывают самые разные – А1, А2, А3 считаются достаточно крупными и редко используются. Существуют даже десятиметровые рулоны – от них удобно отрезать необходимый размер. Удобно купить альбом или блок акварельной бумаги небольшого размера. Листы соединены с краю, их можно спокойно отрезать канцелярским ножом. Поэтому альбом или склейка лучше всего подойдут, если вы только учитесь рисовать акварелью.

Разными бывают не только размеры бумаги, но и плотность. Высчитывают её в граммах на квадратный метр. Чем плотнее бумага, тем больше воды она может впитать, а также меньше вероятность ее деформации при нанесении большого количества воды. Новичкам подойдёт бумага, плотность которой составляет минимум 200-300 грамм на квадратный метр.

Если говорить о текстуре, то можно выделить ее три вида:

  • гладкая бумага горячего прессования,
  • бумага холодного прессования средней шероховатости,
  • грубая бумага.

Вспомогательные материалы для акварели

Прекрасная палитра из дерева совсем не подойдёт для акварели, необходима фарфоровая палитра или палитра из пластика с квадратными, либо круглыми выемками. В них без проблем получится смешивать разные цвета для получения желаемого. Подойдет также белая тарелка из фарфора без рисунка: на ее гладкой поверхности легко смешивать цвета. К тому же, в отличие от пластмассы, фарфор не имеет свойства впитывать краску, тем самым портясь со временем. С фарфорового блюда или тарелки очень легко смыть водой акварель, чтобы получить белоснежную поверхность.

Надо отметить, что в акварели нет белого цвета: при добавлении разного количества воды получаются оттенки различной интенсивности: от полупрозрачных до плотных. Чтобы точнее понять, подходит цвет или нет, вам может пригодиться отдельный кусок бумаги. Желательно оторвать кусочек от той же бумаги, на которой пишется ваша работа, а не брать черновик подешевле. Так вы точно поймете, каким будет оттенок в конечном итоге.

Использование наклонной поверхности необходимо для заливки больших поверхностей: для того, чтобы лишняя вода не скапливалась, а плавно стекала вниз, не создавая резких переходов. На ровной поверхности могут получиться небольшие лужицы и некрасивые стыки цветов, что испортит рисунок.

В домашних условиях можно просто подложить что-либо под планшет, чтобы угол наклона составил примерно 30 градусов. Но если рабочий процесс происходит на улице, да ещё и на большом листе бумаги, без мольберта не обойтись. Они бывают разными, какой-то можно поставить даже на стол, другой же является самостоятельной конструкцией. Хорошим приобретением станет этюдник, в нём заодно можно хранить весь свой инвентарь. Многие из них могут быть очень тяжёлыми.

Начинающему художнику подойдет мольберт на трёх ногах из стали или алюминия. Легко собрать и разобрать, весит немного, да и цена на него небольшая. Мольберты из дерева нелегко собирать, а если попадут под воду и разбухнут, то вообще невозможно.

В продолжение разговора о дополнительных материалах стоит упомянуть обычный фен для волос. Он пригодится, если в процессе рисования вдруг срочно необходимо высушить краску. А ещё им можно раздуть мокрую краску, получив красивые разводы.

Чтобы сделать идеально ровную линию, можно использовать малярный скотч. Им также удобно закрепить лист акварельной бумаги на планшете для рисования. Плюс малярного скотча заключается в том, что, в отличие от обычного скотча, он не портит бумаги, а очень аккуратно отклеивается.

С помощью бумажных салфеток и полотенец легко промокнуть кисти, убрав лишнюю влагу, протереть и высушить палитру, удалить подтек или ненужную краску с рисунка. Кстати, салфетки используются для некоторых техник в рисовании. Например, можно добиться эффекта облаков при рисовании голубого неба. Ватной палочкой тоже легко убрать лишнюю краску – достаточно прикоснуться, и красящее вещество впитается в вату. Поролоновая губка тоже подойдёт для этих целей.

Вот мы и поговорили о материалах для акварели: вкратце обсудили, какая акварель лучше, какие кисти и бумагу выбрать. Надеемся, материал оказался для вас полезным. Напоминаем, что если вы хотите раскрыть свой творческий потенциал, мы всегда ждем вас на уроках и мастер-классах по самым разным направлениям.