Выбираем акварель: какую акварель выбрать?

Добрый день. В этой статье мы поговорим, о том какую акварель выбрать, если вы всерьез заинтересовались этим материалом. Ведь правильный выбор акварели позволит вам создавать по-настоящему интересные эскизы и полноценные иллюстрации.

Для многих художников акварель является излюбленным средством для рисования, поскольку она обладает уникальными, неповторимыми свойствами. Помимо этого, некоторые сюжеты и композиции выгодно будут смотреться лишь в том случае, если будут выполнены определенными материалами. Так, для одной картины лучше подойдет акрил, для другой пастель или масло, а третья требует именно легких, прозрачных мазков, и тогда оправдан выбор акварели.

Прежде чем приступить к разбору нюансов работы, стоит напомнить, что акварель – это не самый простой в обращении материал. Многие помнят свои школьные или любительские уроки рисования, на которых при помощи красок на водной основе получалось создавать простые иллюстрации. Для того, чтобы добиться от акварели полного раскрытия ее удивительных свойств и рисовать профессиональные работы, придется изучить основные приемы и техники, а также потратить на практику довольно много времени. Однако если вы решили выбрать акварель для своих творческих экспериментов, это оправданные труды, ведь полученный результат и навыки того стоят. С опытом многие движения и мазки будут выполняться автоматически, а такая быстрая и точная работа станет приносить настоящее удовольствие от процесса рисования.

Что представляют собой акварельные краски?

Название акварельных красок происходит от французского слова aquarelle, что означает «водянистая» и от латинского aqua — «вода». Это название связано с тем, что основной компонент хорошо растворяется водой, оставляя на бумаге цвет. Акварель состоит из смеси порошкообразного пигмента мелкого помола, гуммиарабика (смолы акации, которая растворяется в воде), глюкозы и глицерина. При смешивании с водой акварель превращается в цветную жидкость, которая при попадании на лист бумаги оставляет легкий, полупрозрачный след. Подобного эффекта практически невозможно добиться при работе с другими, более плотными и густыми материалами. Эти свойства и качества акварели делают ее в ряде случаев просто незаменимой.

Классификация акварельных красок

Выбирая акварель, в художественных магазинах можно встретить самые разные наборы. Это может быть палитра в кюветах, где краска содержится в виде спрессованных брусков, или набор в тубах с жидкой акварелью. Принципиального отличия в составе жидких и прессованных красок нет: и те, и другие содержат водорастворимую смоляную основу, смешанную с пигментом.

Оба варианта прекрасно подходят для рисования, и выбор акварели остается делом вкуса, но существуют небольшие нюансы. Палитра в кюветах хороша тем, что она весьма компактна, ее удобно брать собой для рисования на природе. Тубы же в основном приобретаются для студийных занятий, где расход материалов значительно больше. Также жидкую краску невозможно набирать прямо из тюбика, поэтому необходимо будет подготовить палитру. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы тюбики всегда были плотно закрыты колпачком, иначе содержимое высохнет и его нельзя будет извлечь или разбавить. Акварель в кюветах после полного высыхания по-прежнему хорошо разводится водой.

Помимо консистенции, акварельные краски отличаются сферой применения. Одни предназначены для учебных рисунков, а другие – для профессиональных художественных работ. Именно качественные художественные краски являются материалом для профессионалов, соответственно они стоят на порядок дороже учебных. Это обусловлено процентом содержания пигмента. В учебных наборах несколько меньше красящего вещества, больше дополнительных ингредиентов и примесей. Учитывайте этот нюанс, решая, какую акварель выбрать.

При покупке красок зарубежных производителей также рекомендуется обратить внимание на то, есть ли на упаковке обозначение «hue». Эта маркировка указывает на то, что натуральные ингредиенты были заменены на дешевые и менее качественные. Приобретение подобного набора может оказаться пустой тратой денег, так как цвета из него плохо ложатся на бумагу, слабо пигментированы и могут содержать нерастворимые вкрапления, которые окончательно испортят работу. Только покупая качественную художественную акварель, можно получить набор ярких, сочных тонов, которые размываются водой в прозрачную вуаль.

При выборе акварели немаловажна и стойкость краски. Ее можно узнать в каталоге производителя. Британская система оценки стойкости делит акварель на классы: АА (сверхстойкие), А (стойкие), В (умеренно стойкие), С (летучие). В США стойкость акварели оценивается по системе ASTM (Американское общество испытания материалов), где основным критерием является устойчивость к световому воздействию: ASTM I (превосходная светостойкость), ASTM II (очень хорошая светостойкость), ASTM III (недостаточная светостойкость).

Работа с акварелью

Входящие в состав пигменты имеют разные характеристики. Так, некоторые способны делать рисунок матовым, а не прозрачным. Другие оттенки, которые смешиваются с подобной краской, также становятся матовыми. Укрывистость тоже разнится от тона к тону, но наиболее плотными считаются все кадмиевые оттенки и церулеум синий. Для того, чтобы разобраться в особенностях и характеристиках каждого цвета, необходимо использовать их по отдельности и смешивая с другими тонами.

Также стоит запомнить цвета и научиться определять необходимые тона для работы. Для этого нужно развести акварель водой и нанести тонким слоем на белую бумагу. Зачастую цвет в кювете или палитре отличается от того, что получится на листе. Высыхание тоже иногда меняет оттенок на более светлый. Зная свойства и качества акварели, можно без труда смешивать сложные оттенки и подбирать нужный тон для прорисовки любых деталей. Если вам трудно запомнить цвета акварельных красок, сделайте выкраску и держите ее под рукой во время работы.

Надо также сказать, что бесспорным преимуществом акварели является легкость ее использования. Для того, чтобы рисовать, кроме палитры, кистей и воды не требуется никаких дополнительных инструментов. Также акварельные краски довольно быстро сохнут на бумаге, что делает их незаменимыми на пленэрах. Процесс высыхания легко отследить, что позволяет поймать нужный момент для добавления новой порции акварели на блестящий от влаги лист. Применяя такой прием можно создавать причудливые абстрактные узоры или размывку. Матовая поверхность бумаги говорит о том, что вся жидкость испарилась и можно прорабатывать мелкие детали или нанести еще один тонкий слой для создания эффекта лессировки. Из-за того, что акварель хорошо сохнет, с ней нужно работать уверенно и быстро. Это может быть сложно для новичка, но с опытом придет и решительность. Более подробно о техниках работы с этой краской мы говорим в другой статье, а сегодня речь идет скорее о выборе акварели, ее свойствах и качествах.

Контроль над краской

Разумеется, практика совершенствует технику владения материалами и инструментами. Но порой даже опытному профессионалу не удается полностью подчинить краски, и таком случае картина выглядит не совсем так, как она представлялась. Акварель может повести себя неожиданно на влажном листе бумаги, а ошибки в живописи практически не поддаются исправлению. Однако если мастер вполне доволен готовой работой, то небольшие погрешности вполне допустимы, а эффектные приемы и необычная техника помогут отвлечь от них внимание.

Вот мы вкратце и обсудили вопрос о том, какую акварель выбрать, а также особенности применения этой краски. Надеемся, что статья оказалась для вас полезной. Ждем вас на наших мастер-классах и до новых встреч! 😉